Subscribe to our email newsletter for new releases and project updates. About one e-mail a month. Подпишитесь на наши новости о релизах и проектах. Примерно одно письмо в месяц.
Музыка для князя Одоевского
Инсталляция Петра Айду
8 СЕНТЯБРЯ – 8 ОКТЯБРЯ 2021
8 СЕНТЯБРЯ с 20:00, В ОСТАЛЬНЫЕ ДНИ с 12:00 до 22:00
Композиция основана на музыке к спектаклю «Человек без имени» (Москва, Гоголь-центр, 2021 год). Авторы спектакля: Никита Кукушкин, Валерий Печейкин, Александр Барменков, Пётр Айду, Кирилл Серебренников. Это произведение посвящено личности князя Владимира Фёдоровича Одоевского — русского писателя, философа, музыкально-общественного деятеля, композитора, изобретателя, государственного чиновника, футуролога, алхимика, учёного и кулинара.
Длительность музыкального произведения: 30 минут.
Центральное литературное произведение Одоевского — «Городок в табакерке» — описывает историю мальчика, который очень хотел попасть внутрь музыкальной шкатулки. Инсталляция из 8 тотально переработанных пианино, управляемых миди-контроллерами, воссоздаёт образ музыкальной шкатулки, внутри которой находится слушатель. Пианино — классические инструменты, неотъемлемая часть бытовой и культурной жизни прошлого — используются здесь так, как если бы они были найдены в результате раскопок после гибели цивилизации представителями иной расы, ничего не знающих об их назначении.
Подробнее
Отжившие свой век пианино, которые должны были быть утилизированы, становятся донорами для гибридного музыкального инструмента, использующего и расширяющего их акустические и механические возможности. В инсталляции использованы разные способы звукоизвлечения: некоторые молоточки фортепиано ударяют по струнам, настроенным в нетемперированные аккорды, некоторые — по различным предметам (кусочки стали, дюралевые трубки, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда, брусок мрамора, гипсовый бюст, жестяные коробочки, игрушка-неваляшка, русско-немецкий словарь и лист фольги). Кроме того, используются специально сконструированные электросмычки (электромагниты, возбуждающие колебания струн) и термоакустические стеклянные трубки, формирующие звук под воздействием нагревателя. Молоточки фортепиано приводятся в действие с помощью активаторов автомобильных дверей. Несмотря на отсутствие духовых способов звукоизвлечения, в целом этот инструмент ближе всего к органу: здесь объединены в группы различные тембры и при этом отсутствует управление параметром громкости. Вся система управляется с одного компьютера. Каждое из 8 пианино имеет свой собственный миди-контроллер (специально запрограммированный ардуино).
Владимир Одоевский — человек, удивительно гармонично сочетавший в себе прошлое, настоящее и будущее. И в этой инсталляции объединяются технологии нескольких столетий — простая механика, электромеханика и электроника. Темперация конструируется вокруг неизменно-заданной звуковысотности найденных объектов. Одоевский экспериментировал с микрохроматикой: изобретал новые темперации, спроектировал и заказал изготовление «энгармонического фортепиано» с дополнительными клавишами. С одной стороны он обращался к прошлому — итальянским традициям XVI-XVII веков, народной музыке, с другой стороны — смотрел в будущее: предвосхищал микрохроматику XX века, Ивана Вышнеградского и электронную музыку.
Рисунки Ярослава Шварцштейна
В данной композиции идея преодоления границ темперации реализуется в новом качестве — принципиально отсутствует дискретность темперации как таковой, звуковысотная система теряет свою универсальность, но приобретает уникальность; тембр и звуковысотность становятся равноправными параметрами. Музыкальный инструмент является неотъемлемой частью музыкальной композиции. Эта музыка не может быть исполнена на другом инструменте, равно как и данный инструмент сконструирован специально для данной композиции. Композиторская работа неотделима от процесса конструирования инструмента.
В этом сочинении есть скрытая программа, связанная с образами пьесы «Человек без имени», поскольку сама композиция является по сути сюитой из музыки к спектаклю. Условные названия фрагментов: «Мальчики-колокольчики», «Дядьки-молоточки», «Гомункулус», «Пожар Москвы», «Революция», «Зиц-зиц-зиц» (Ария Царевны-пружинки), «Мать».
Систему управления инструмента и набор электросмычков спроектировал и изготовил Олег Макаров, систему термоакустических трубок — Василий Елшин. Идея, дизайн инструмента, подбор перкуссионных объектов и музыкальная композиция — Петр Айду. Художник по свету — Сергей Кучер.
Пианист, исполнитель на исторических клавишных инструментах, преподаватель Московской консерватории.
В 2000 году окончил Московскую консерваторию им. Чайковского (класс фортепиано Л. Н. Власенко и Д. Н. Сахарова), в 2002 году — аспирантуру Московской консерватории (факультет исторического и современного исполнительского искусства, руководитель — А. Б. Любимов). В 2003 году стажировался в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у Цви Меникера (исторические клавишные инструменты: клавесин и хаммерклавир) и Х.-М. Коха (лютня).
Обладатель 1-й премии и Гран-при юношеского Международного конкурса пианистов в Цинциннати (США, 1991); 2-й премии на VIII Международном конкурсе пианистов в Риме (1997). Преподает дисциплину «камерный ансамбль» в Московской консерватории. Автор и участник музыкальных перформансов и концертов; спектакль «Реконструкция утопии» был удостоен Гран-при премии им. Сергея Курехина в области современного искусства (2013). Коллекционер раритетных исторических роялей и клавишных инструментов. Основатель и руководитель проекта «Персимфанс».
Олег Макаров
Композитор, саундартист, медиахудожник, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов.
Автор музыки различных стилей и направлений, в том числе камерной инструментальной, вокальной, электроакустической. С 2006 года пишет музыку к радиоспектаклям. С 2004 года участвует в международных фестивалях, выставках современного искусства как композитор, автор мультимедийных интерактивных инсталляций и перформансов, многоканальных алгоритмических звуковых инсталляций.
Регулярно выступает на ведущих экспериментальных сценах как автор и исполнитель композиционно-импровизационной электроакустической музыки. Занимается экспериментами на пересечении различных видов искусства с радиоэлектроникой, программированием и прочими смежными областями. Исследует алгоритмы взаимодействия звука, движения и видео в интерактивных графических системах программирования. Сотрудничает с театрами в качестве саунд- и медиахудожника, композитора. Активно занимается преподавательской деятельностью.